Отчет – анализ об участии
МДОУ «Детский сад № 151» в Днях защиты
от экологической опасности -2011
на Рязанской земле

… Природа не молчит. Простой цветок из моего сада подсказал мне истину: «Постигни, человек, - сказал он мне,- мое рождение и мой рост и ты уразумеешь тайну жизни»

Часы и минуты жизни детей и взрослых в детском саду наполняются особым смыслом, если широко используется огромный духовно-нравственный потенциал добрых традиций.

Формирование личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способностью к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, окружающей природой невозможно без постоянного упражнения в совершенствовании добрых, человечных поступков.

Эту возможность дарит нам, взрослым и детям, приходящая на нашу матушку-землю Весна, а вместе с ней и Дни защиты от экологической опасности, традиционно проводимые в Рязанской области. Ежегодное участие коллектива в Днях защиты обусловлено осознанием необходимости заботы о завтрашнем дне, желанием с помощью наших рук, наших дел, наших сердец сделать окружающую нас природу лучше, чище, краше.

Традиционно МДОУ «Детский сад № 151» «Радуга» принимал участие в проведении Общероссийских Дней защиты от экологической опасности – 2011.

В днях защиты от экологической опасности участвовали дети 2-7 лет (155 человек), весь коллектив детского сада (60 человек), ,активную помощь оказали родители (46 человек).

В рамках утвержденного плана работы педагогами детского сада проведен ряд мероприятий.

1. Информационные материалы

  • Методические материалы с фрагментами занятий, викторины воспитателей Лысиковой О.Н., Жолудевой Л.П., Буркиной О.А. помещены в информационно-методическом сборнике «Белая трясогузка-птица 2011 г.» (Библиотека экоцентра «Зеленые острова», выпуск 18)
  • Среди воспитателей ДОУ проведен смотр «Лучшая экологическая листовка», главная задача которого – повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации эколого-просветительской работы с родителями, создания наглядной агитации для родительского уголка. Создано 14 новых интересных экологических листовок.
  • Соблюдены традиции прошлых лет. В родительских уголках, которые имеются в каждой возрастной группе, функционируют уголки природы (10 уголков). Для внимания родителей в уголках природы также размещались листовки, обращения, призывы о начале Дней защиты, о птице года, о сохранении весенних первоцветов, елей в праздничные новогодние дни, правилах поведения юного эколога в природе, месячнике по уборке города, акции «Мы чистим мир».
  • Создана фотогазета «Человек – хозяин лемма и его гость», папка-раскладушка «Делаем кормушки своими руками» (воспитатели Коновалова М.В., Захарова Г.И.)

2. Организация специальных выставок и экспозиций

В 2010-2011 учебном году в эколого-педагогической работе использовались педагогические проекты, в которых приняли участие 128 детей и 70 родителей.

Их результатами стали выставки совместного творчества детей и взрослых, фотовыставки, выставки детских рисунков:

Группа № 8 (воспитатели Журавлева н.Г., Гаврикова Г.А.)
Выставка «Волшебный листок» (композиция из засушенных листьев) – участвовали 18 детей, 18 родителей.

Группа № 10 (воспитатели Гагаринская И.С., Козлова Е.В.)
Выставка «Домашние питомцы» (участвовали 12 детей, 10 родителей),
«В мире прекрасного и удивительного» - 13 детей, 10 родителей.

Группа № 5 (воспитатели Коновалова М.В., Захарова Г.И.)
Выставка «Эти забавные сучки и веточки» - участвовали 11 детей, «К Дню космонавтики» (9 родителей).

Группа № 11 (воспитатели Жолудева Л.П., Исаева В.А.)
Выставка «Через тернии к звездам» (22 ребенка, 19 родителей).

Организована общесадовская выставка «Трясогузка-птица 2011 года»,
«В здоровом теле – здоровый дух» (К Дню здоровья – 69 детей).

В летний период продолжала функционировать вы ставка печатных материалов по садовскому дизайну для педагогов, которая помогла внести разнообразие в создание сюжетных, цветочных композиций на прогулочных участках для детей.

3. Образовательные экологически значимые мероприятия

Реализация намеченных целей и задач работы в рамках Дней защиты от экологической опасности – 2011 включала следующее содержание работы:

  • Сохраняются традиции проведения дидактических игр, отгадывания загадок, цикла наблюдений, экскурсий, экологических тренингов, экологических развлечений, познавательных бесед, викторин (пр. «Берегите воду», «Наблюдаем, но не обижаем», «Куда улетают птицы?», «Юные друзья природы», «лес – большой дом», «Профессия - лесник», «Где чей до?» «Три весны» и т.д.)
  • Праздник «День воды» проводится во всех возрастных группах, во всех возрастных группах, в котором приняли участие 141 ребенок, 16 сотрудников. Дети с большим интересом участвовали во всех беседах, конкурсах, исследовательской деятельности, получили знания и представления соответственно возрасту о круговороте воды в природе, видах водоемов, значении воды в жизни человека, животных, использовании воды человеком, правилах бережного обращения с водой. Широко использовалось игровое моделирование, позволяющее быстрее достичь качественного намеченного результата.
  • Рассматривание Красной книги рязанской области и беседы по содержанию. После бесед дети более трогательно стали относиться к насекомым, птицам, растениям при встрече с ними на прогулке в детском саду, а также с родителями. В следующем году планируем продолжить работу с включением театрализованной деятельности и работы по сочинительству детских рассказов «Жалобная книга природы».
  • День заповедников. В рамках дня с детьми старшего дошкольного возраста (104 ребенка) осуществлялось путешествие по карте Рязанской области в Окский заповедник, просмотр видеофильмов. Отрадно было слышать, что очень многие дети бывали там с родителями, делились впечатлениями об увиденном, приносили фотографии. Дети продемонстрировали наличие знаний об обитателях заповедника. Главной идеей дня стало – воспитание гордости о богатствах родного края, о необходимости сохранять его и приумножать. А в летние дни, возвращаясь к этой теме, говорили о тех бедствиях, которые может принести человек при неосторожном обращении с огнем.
  • Действовал педагогический проект «трясогузка – птица года 2011», в котором приняли участие 89 детей из разных возрастных групп, 45 родителей, основной целью которого было поиск познавательной информации, совместное творчество детей и взрослых. Активность родителей и детей была высокой.
  • Эколого-педагогическая работа согласно зеленому, русскому, лесному, народному календарю.
  • День Земли – любимое мероприятие, проводимое в весенние каникулы. Включает в себя два основных направления эколого-педагогической работы: празднование прилета водоплавающих и насекомоядных птиц и весеннего пробуждения нашей красавицы Земли.
  • Летний проект «Праздник русской березки», приуроченный ко Дню Всемирной охраны окружающей среды».
  • Летний проект «Во саду ли, в огороде» (весенние и летние работы в огороде и на участках д/с). Участвовали 80 детей, 26 сотрудников, 18 родителей.
  • Проводились занятия «Путешествие по зимнему лесу» (Лысикова О.Н.), «Земля - наш общий дом» (Широкова Е.Г., Захарова Г.И.), «Кто живет на лугу?» (по итогам проекта «Трясогузка-птица года» - Коновалова М.В.), игра-викторина «Знаешь ли ты белую трясогузку» (Жолудева Л.П., Исаева В.А.), «Птицы – наши друзья» (Енарахова С.В., Мунтян Л.И.), «Перелетные птицы. «Загадки и тайны» (Гаврикова Г.А.)
  • Развлечения «Лягушки-наши подружки» (Захарова Г.И.)

4. Практически значимые экологические природоохранные мероприятия

  • Проект «Зимующие птицы нашего края»(заготовка корма для птиц, изготовление кормушек, конкурс кормушек, организация «Птичьей столовой», наблюдение и учет птиц на территории детского сада). В этом проекте принимали участие дети из 8 групп (147 человек), а также 18 родителей.
  • Весенний субботник по уборке территории детского сада в рамках акции «Мы чистим мир». Помощь в уборке территории оказали родители (16 человек).
  • Весенние и летние работы по озеленению и благоустройству территории детского сада в рамках проекта «Наш цветущий детский сад». Сохранены разбитые ранее клумбы, рабатки. Высажены новые сорта цветов (на каждом прогулочном участке количество видов цветов увеличилось на 4-5, по 2-4 сорта петуний, бархатцев, астр, герани, ромашек, тюльпанов, нарциссов, флоксов, гладиолусов). На каждом участке было высажено 8-10 видов цветов. В выращивании рассады, в высадке цветов, в уходе за ними, принимали активное участие родители (30 человек) и сами дети. Несмотря на повышенную температуру в летний период, сохранены высаженные ранее декоративные кустарники, многолетние и двулетние цветы. Осуществлялось омоложение кустарников, высажены 15 молодых (гр. № 11).

5. Озеленение и благоустройство памятных и мемориальных мест

Традиционно организована экопрогулка к памятной доске «Воинам – защитникам села Недостово», расположенной на одной из ближайших улиц села. На гранитной доске высечены имена некоторых родственников наших сотрудников и детей. С огромной любовью прочитаны стихи о Победе, праздничном салюте, ветеранах, родной земле, мире. Мы очень порадовались тому, что памятное место благоустроились, и наши цветы украсили это место.

Активисты Дней защиты – Гаврикова Г.А., Коновалова М.В., Захарова Г.И., Лысикова О.Н., Жолудева Л.П., Исаева В.А., Буркина О.А., Гагаринская И.С.

Т.И. Оськина, заместитель заведующей по воспитательной и методической работе МДОУ «Детский сад № 151»